Жили-были… – Библиотечная система | Первоуральск
Библиотека №2

Жили-были…

Роман - семейная хроника в современной литературе
[vc_row][vc_column width=”1/4″ offset=”vc_hidden-sm vc_hidden-xs”][vc_widget_sidebar sidebar_id=”default” el_class=”sidebar-area-left sidebar-area”][/vc_column][vc_column width=”3/4″ el_class=”vc_sidebar_position_left” offset=”vc_col-lg-9 vc_col-md-9 vc_col-sm-12″][stm_post_info css=”.vc_custom_1437111025212{margin-bottom: 0px !important;}”][vc_column_text]Семья и семейные отношения являются предметом изучения многих наук. Социальная философия рассматривает семью через призму основных категорий человеческого бытия: любовь, свобода, счастье, смысл жизни. С демографической точки зрения семья является одним из условий воспроизводства населения.  Социологию семья интересует как социальный институт, хранящий образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы. Для психологии семья – это система, в которой происходит становление и развитие супружеских и детско-родительских отношений, оказывающих влияние на всю последующую жизнь каждого отдельного человека. Но именно художественная литература может рассказать о семье доступно и интересно.

Попытки описать семью и обобщить ее традиции появились на заре развития словесности. Вспомним роман Генриха Манна “Иосиф и его братья”, в основу которого легла семейная история потомков патриарха Авраама, описанная еще в Ветхом Завете.

Романы – семейные хроники есть, пожалуй, в каждой национальной литературе. В немецкой литературе это любимые читателями “Будденброки” Томаса Манна. Во Франции – известная историческая пенталогия “Проклятые короли” Мориса Дрюона, эпопея о Ругонах и Маккарах Эмиля Золя. Английские хроники возглавляет “Сага о Форсайтах” Джона Голсуори. Особо хочется вспомнить “Сто лет одиночества” Габриэля Гарсиа Маркеса. Написанное в жанре магического реализма повествование о семье Буэндиа, где все герои страдают от одиночества, и чья судьба сложилась в полном соответствии с пророчеством старого цыгана Мелькиадеса: “Первого в роду привяжут к дереву, последнего в роду съедят муравьи”.

В русской классической литературе расцвету семейной хроники предшествуют так называемые мемуарные записки дворянских родов. Собственно романная семейная хроника начинается с произведений “Семейная хроника” С. Т.  Аксакова, “Господа Головлевы”  М. Е. Салтыкова-Щедрина, “Семья Горбатовых” В. С. Соловьева. Нельзя не упомянуть бессмертные творения А. Иванова “Вечный зов”, П. Проскурина “Судьба”, Е. Федорова “Каменный пояс”, пользовавшиеся огромной популярностью в СССР в 70-х годах прошлого века.

Из более современных семейных саг большую известность приобрели трилогия Василия Аксёнова «Московская сага» и роман Семёна Малкова «Две судьбы».

Ученые-литературоведы до сих пор не пришли к единому мнению о том, что понимать под определением “роман – семейная хроника”, и как разграничивать семейные хроники от других, похожих произведений, например, романов-эпопей или романов-биографий. Однако, научные споры не мешают писателям создавать все новые произведения этого жанра, а нам читать и любить их.

В заключение предлагаем небольшой обзор произведений, написанных в жанре семейной хроники, которые увидели свет уже в нашем веке. Часть из них, а также книга “Сто лет одиночества” Маркеса, есть в фонде “ЛитРес” Первоуральской библиотечной системы, а это значит, что вы можете прочесть их прямо сейчас, если у вас есть читательский билет ЛитРес, полученный в одной из библиотек города.[/vc_column_text][vc_gallery images=”37678,37679,37680,37681,37682,37683,37684,37685,37686,37687″ img_size=”full”][/vc_column][/vc_row]

0

Добавить комментарий