Настоящее воспитание
даёт сама жизнь.
С. Т. Шацкий
13 июня 2023 года – в Год педагога и наставника – исполняется 145 лет со дня рождения Станислава Теофиловича Шацкого (1878 -1934,) русского и советского педагога, экспериментатора, автора многих трудов по вопросам воспитания. Он внёс много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. Впервые в России Шацким было рассмотрено влияние среды на социализацию ребёнка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и т.д. Главную задачу школы он видел в приобщении ребёнка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал учёный, должно быть направлено на формирование человека.
Станислав Теофилович Шацкий родился в 1878 году. Его детство прошло в Москве, в семье военного чиновника. Учился в Московском университете, Московской консерватории и сельскохозяйственной академии, но так и не окончил ни одно из них. Свою педагогическую деятельность начал с попытки создания частной школы, а 1905 году вместе с другими педагогами создаёт первые в России детские клубы.
В 1906 году Станислав Теофанович совместно со своим другом архитектором и просветителем Александром Устиновичем Зеленко организовывает общество «Сетлемент», которое было культурным центром для детей бедного населения, главной целью которого была просветительская деятельность, но спустя два года общество было закрыто.
В 1910 году принял руководство обществом «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».
В 1911 году была организована детская колония «Бодрая жизнь». Шацкий пришёл к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.
В 1919 году принимает руководство первой опытной станции по народному образованию. Это было уникальное учреждение в истории образования.
В 1932 году он становится руководителем центральной экспериментальной лаборатории Наркомпроса, параллельно с этим занимает место директора Московской консерватории, где он проработал до конца своей жизни.
Основные труды Шацкого собраны в двух книгах: «Годы исканий» и «Бодрая жизнь». Они как бы определяют содержание всей жизни великого педагога. Станислав Теофилович был человеком неустанного поиска и огромного педагогического таланта. Он вошёл в историю отечественной педагогики как создатель воспитательных учреждений новаторского типа, а его труды и идеи и сегодня оказывают влияние на развитие педагогики, а многие его рекомендации используются современными отечественными педагогами.