Книжная выставка из фонда редких книг Центральной библиотеки, приуроченная к Году педагога и наставника, посвящена 200-летию К. Д. Ушинского.
Русский и украинский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) был основоположником российской научной педагогики, в том числе и дошкольной. Он вошел в историю как «учитель русских учителей».
В основе педагогической системы К. Д. Ушинского лежало требование демократизации народного образования. Он обосновал идею народности воспитания, которая заложила основу создания оригинальной русской педагогики. Проанализировав теорию и практику воспитания и образования за рубежом, Ушинский показал его успехи и недочеты и этим обобщил развитие педагогики других народов.
В системе обучения Константин Дмитриевич ставил родной язык на первое место. Эта концепция повлияла на последующие поколения российских педагогов. По мнению Ушинского, строить обучение необходимо с опорой на возрастные, индивидуальные, физиологические и психические особенности ребенка. Не менее важен учет посильности содержания обучения и его последовательность.
Константин Дмитриевич отразил свои педагогические идеи в книгах для классного чтения и других педагогических работах. Составленное им пособие для первичного обучения русскому языку «Родное слово» содержит большое количество пословиц, интересных рассказов, загадок и красочных картинок. В детской книге, которую русская школа признала передовой, а также в других его работах, раскрывалась одна и та же проблема – проблема воспитания ребенка.
К.Д. Ушинский считал, что основной целью воспитания является духовное развитие человека, которое невозможно без опоры на культурно-исторические народные традиции и отличительные черты национального характера. Ушинский назвал три главных принципа воспитания: наука, народность и христианская духовность. А одной из ведущих задач русской народной школы, по его мнению, являлось сближение светского и религиозного образования.
Целью нравственного воспитания «учитель русских учителей» считал формирование личности, которая искренне любит, уважает не только себя, но и других людей, относится к окружающему миру доброжелательно. Ушинский считал, что в нравственном воспитании большое значение имеет выработка у детей желания трудиться, и именно любовь к труду является основой человеческого достоинства и счастья. При этом русский педагог полагал, что в основном воспитательное воздействие осуществляет семья и учитель. Ушинский был противником телесных наказаний и был убежден, что лучшим способом нравственного воспитания является моральное поощрение.