Что было до “Апостола”? – Библиотечная система | Первоуральск
Библиотека №2

Что было до “Апостола”?

Евангелие Хитрово
[vc_row][vc_column width=”1/4″ offset=”vc_hidden-sm vc_hidden-xs”][vc_widget_sidebar sidebar_id=”default” el_class=”sidebar-area-left sidebar-area”][/vc_column][vc_column width=”3/4″ el_class=”vc_sidebar_position_left” offset=”vc_col-lg-9 vc_col-md-9 vc_col-sm-12″][stm_post_info css=”.vc_custom_1437111025212{margin-bottom: 0px !important;}”][vc_column_text]Так что же было до “Апостола”?  Три Евангелия, две Псалтыри и Триодь. Эти книги, изданные в середине XVI века в анонимной типографии, стали первыми печатными книгами на Руси. Но только “Апостол”, изданный в марте 1564 года Иваном Федоровым, является книгой датированной, то есть с указанием издателя и даты выхода. Поэтому с “Апостола” начинается история книгопечатания в России. А книгопечатанию предшествовала эра рукописных книг.

В послесловии к “Апостолу” Иван Федоров писал: «Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать. Но среди них мало нашлось пригодных – все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках”.

И все же, несмотря на “человеческий фактор”, переписывание было единственным способом распространения книг до появления книгопечатания. Центрами книжной культуры на Руси были монастыри. Здесь работали книгописные мастерские, создавались литературные произведения, формировались библиотеки.

Писали книги на пергаменте, иногда на бумаге, и, редко, на бересте. Чаще всего на Руси писали гусиными перьями. Перед этим перо вываривалось в щёлочи, затем обжигалось и закаливалось в горячем песке, после чего кончик пера очиняли перочинным ножом. Для письма использовали коричневые чернила, сделанные из дубовых орешков с добавлением сажи и кусочков железа. Заголовки и самые важные части текста писали киноварью – ярко-красной краской. Книгу украшали  инициалами (заглавными буквами), заставками, орнаментами, вязью, миниатюрами. Для этого, помимо киновари, использовали золото: листовое и твореное. Очень тонкие листы листового золота приклеивали на изображение с помощью вишневого или рыбьего клея. Твореное золото делали так: истертое в порошок золото смешивали с медом, солью, вишневым клеем. Наносили такое золото кистью.

Самые ранние рукописи, дошедшие до наших дней, датируются XI – XII веками. Древнейшей из них считается знаменитое Остромирово Евангелие (1056 – 1057 год), созданное для Софийского собора Великого Новгорода – главного храма северо-западной Руси. Однако, в 2000 году в ходе археологических раскопок в Великом Новгороде был обнаружен так называемый Новгородский кодекс – триптих из навощенных липовых дощечек, который старше Остромирова Евангелия. Радиоуглеродный анализ воска при уровне надёжности в 68,2 % показал, что Новгородский кодекс датируется 980 – 1050 годами (то есть 1015 ± 35 лет). Язык памятника – старославянский. Существуют упоминания и о более ранних книгах, но сами они не сохранились.

Рукописные книги оставались более распространенными на Руси, чем печатные, до XVIII века. Но и позже они продолжали существовать. Рукописная старообрядческая книга просуществовала вплоть до начала XX века.

Предлагаем вам познакомиться с несколькими не самыми старыми, но показавшимися нам интересными, книгами из коллекции Национальной Электронной библиотеки. Посмотреть эти и другие славяно-русские рукописные книги целиком можно, перейдя по ссылке на сайт НЭБ:

 Славяно-русские рукописные книги

[/vc_column_text][vc_gallery images=”37827,37828,37829,37830,37831,37832,37833,37834,37835,37836,37837,37838,37839″ img_size=”full”][/vc_column][/vc_row]
0

Добавить комментарий