Как обедают психологи и другие истории – Библиотечная система | Первоуральск
Библиотека №2

Как обедают психологи и другие истории

Когда заходит речь о выдающихся психологах, кто первым приходит вам на ум? Наверное, Фрейд или Юнг, может быть Леонтьев или Выготский, Пиаже или Эриксон. А вот женщин-психологов, немало сделавших для развития и формирования психологии как науки, вспоминают реже. Многие из них вообще не известны широкой публике.

Но сегодня, в Международный женский день, мы это исправим и расскажем о трех выдающихся отечественных ученых-женщинах, практиках, посвятивших свою жизнь психологии.

История первая. Как обедают психологи

Героиня нашей первой истории – Блюма Вульфовна Зейгарник – основоположник отечественной патопсихологии, одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. Блюма Вульфовна обнаружила и экспериментально подтвердила удивительную закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник».

Почему порой мы не можем вспомнить что-то важное, а всякие глупости крутятся в голове годами? Возможно, это результат «эффекта Зейгарник».

Однажды совсем еще молодая Блюма Зейгарник и ее наставник Курт Левин, обедая в ресторане, с удивлением обнаружили, что официант не записывает заказы, и при этом ни разу не ошибся. На вопросы ученых молодой человек ответил, что у него прекрасная память. Однако, когда не поверившие ему психологи, попросили перечислить заказы, оказалось, что официант помнит только те, которые еще не были оплачены. А те, что оплатили буквально минуту назад, вспомнить не может. Тогда и родилось предположение, что незавершенные действия человек запоминает лучше, чем завершенные. Этот эффект Зейгарник подтвердила экспериментально.

«Эффект Зейгарник» используется в некоторых техниках запоминания информации. А еще буквально окружает нас в жизни. Если закончить сериал на самом интересном месте, то, скорее всего, вы очень захотите посмотреть, что было дальше. Это «эффект Зейгарник». Невыраженные чувства, несказанные слова, несовершенные поступки могут жить в нас многие годы, создавая ощущение тревоги.

Интересно, что сама Зейгарник скептически относилась к широкому распространению психотерапии. Она считала, что развитая личность самостоятельно может справиться с внутренними проблемами, и только личность, не умеющая регулировать своё психическое состояние, нуждается в помощи психотерапевта.

История вторая. Непослушные дети, которые не любят школу

Лидия Ильинична Божович – самое яркое имя ХХ века в области детской психологии, выдающийся ученый и неординарный человек. Среди психологов своего времени она пользовалась необыкновенным авторитетом.

Наряду с прочим, Лидию Ильиничну интересовали причины появления недисциплинированности и отставания от учебной программы у школьников. В самом деле, этот вопрос и в наше время волнует и вызывает недоумение многих родителей. Почему ребенок, умный и развитый, плохо ведет себя в школе, не выполняет требование учителя, считает, что к нему придираются, не хочет учиться?

Лидия Ильинична вдумчиво изучала природу поведения таких детей. В результате совместной работы с Лией Соломоновной Славиной было выявлено и описано интересное явление – «смысловой барьер»: ребенок, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, как бы не «понимает» это требование и упорно его не выполняет, так как для него ситуация имеет другой смысл, он руководствуется другими мотивами.  Когда взрослый это не учитывает или приписывает ребенку мотивы, с которыми тот не согласен, возникает отрицательное отношение ребенка к взрослому и к конкретному требованию. При этом требования могут быть абсолютно справедливыми! Бывает, что при невозможности осознанно выполнить требование взрослого из-за конфликта мотивов, в качестве защитной реакции ребенок просто перестает понимать смысл адресованных ему слов.

История третья. Все работы хороши! Или нет? 

Татьяна Петровна Зинченко – талантливый учёный в области экспериментальной и когнитивной психологии, в частности внимания и памяти. Задача исследования памяти перешла к ней «по наследству» от отца. И отец, и брат Татьяны Петровны тоже были психологами и занимались научной деятельностью, так что Зинченко – это целая династия ученых!

Вместе со своими сотрудниками Татьяна Петровна разработала так называемую автоматизированную систему профессиональной психодиагностики (АСППД). Как ясно из названия, система была призвана решать задачи профессионального отбора.

Есть целый ряд профессий, где индивидуальные особенности, например, такие как способность концентрировать внимание, умение быстро ориентироваться в обстановке и принимать решения очень важны. Если человек ими не обладает, то он не достигнет успеха в профессии. Даже наоборот, может стать причиной серьезных аварий и катастроф. Вот здесь-то профессиональный отбор выходит на первый план. Оригинальная технология АСППД, предложенная Зинченко и Фрумкиным не имеет аналогов ни в отечественной, ни в зарубежной прикладной психологии.  

В основе АСППД лежит метод двух портретов. Сначала на основе экспертных оценок с помощью специально разработанного опросника создается психологический эталон специальности. По сути, выявляются профессионально важные признаки, необходимые человеку для успешной работы по данной специальности. Для построения одного эталона достаточно опросить 5-10 специалистов в данной области. В соответствии с эталоном подбираются диагностические методики и проводится тестирование кандидата на должность. И наконец, самое главное! Результаты тестирования сравниваются с эталоном. Решение о пригодности принимается на основании анализа степени близости двух показателей, для чего используются математические методы обработки.

Если какая-то специальность по результатам тестирования человеку не подходит, то можно сравнить его результаты с другим эталоном и подобрать что-нибудь подходящее.

Ниже приведены некоторые работы этих выдающихся ученых. Полные тексты данных книг доступны в электронных читальных залах НЭБ в любой библиотеке города Первоуральска.

0

Добавить комментарий